Я, как искусствовед, не могу спокойно пройти мимо одного объекта, расположенного в сочинском парке Ривьера. Считаю своим долгом рассказать вам, ведь моя аудитория самая ценная, которая интересуется искусством и эстетикой.

В 2020 году в парке Ривьера «Появилась необычная инсталляция – девушка и парень, увлеченные гаджетами».
Двумя годами ранее, в 2018 году, в Амстердаме, дизайнерское агентство Design Bridge в тандеме с художницей Гали Май Лукас представили свою световую инсталляцию под названием «Поглощённые светом».

Они изобразили ТРЕХ людей, которые сидят уткнувшись в свои гаджеты и не замечают никого вокруг. Из их смартфонов исходит свет, который приносит новую информацию, но уводит из реальности. Картина довольно банальная для современного мира и близка каждому, поэтому скульптура привлекла много внимания и стала одной из самых фотографируемых.
Видимо это очень понравилось «нашим ребятам» и они решили применить этот опыт у нас в городе.

Здесь мы видим грубейшую ошибку всего представленного. Возмущает, что не хватило собственных идей для оформления, при том, что в России много талантливых художников.
Почему скульптура в Амстердаме – произведение искусства, а у нас жалкое подобие?
Потому что концепция произведения Гали Май Лукас полностью соответствует креативности искусства нашего времени, искусства постмодернизма. Сейчас объясню.

Форма его отражения – симулякр («пустой» художественный знак). Простыми словами, оно работает с пустотой, которая готова к принятию информации, оно интерактивно и взаимодействует со зрителем. Именно это главное качество инсталляции, которое возводит ее в ранг «высокого» произведения искусства современности. Создана пустота, которую хочется заполнить.

С чем работает скульптура в парке Ривьера, не понятно…
У этой скульптуры нет пустоты с которой можно взаимодействовать, пара сама по себе завершённый образ. Только не понятно, что он транслирует.
Почему люди допустили такую очевидную ошибку?
Все просто. Те, кто ее увидел и решил воплотить похожую композицию у нас в городе, рассматривали произведение, использовав классическую систему оценки произведения – мимесис. Мимесис предполагает подражание реальности, его воплощение в произведении искусства.

Но для того, чтобы рассматривать инсталляцию под названием «Поглощённые светом» в Амстердаме стоило сменить «радиоволну», т.е. использовать критерий оценки симулякр («пустой» художественный знак), тогда бы они про другому прочитали произведение.
В следующей статье подробнее расскажу про симулякр.