Дайджест

Сочи на вкус

Интерьерный журнал Сочи VINCENT Винсент

Вы задумывались, как зарождается и крепнет идея-желание посетить то или иное место?

У всех по-разному, наверное, и факторов множество. Но есть и какие-то базовые, так сказать – фундаментальные. А поехать на курорт – это вообще отдельная история и предвкушение. Для новичков город будет одним, для отдыхающих со стажем – другим. Многое зависит даже не от самого города, а от настроя и настроения гостей, их умения находить желанное, замечать хорошее и быстро забывать неприятное. Да и сами понятия «отдых», «туризм» – такие многогранные. Для меня это может быть лежание с книжкой у распахнутого окна под шум прибоя или горной реки, для вас – лазанье по горам или рекордные заплывы в море. Для кого-то дискотеки, рестораны, курортные романы, для других – санаторное лечение, спа-процедуры и полный релакс.

Столь длинным вступлением-размышлением я подхожу к теме книг о еде. Да-да, именно о еде! Книг о еде в известном городе-курорте. Городе многонациональном (более 110 национальностей), пёстром, контрастном, с захватывающей историей и динамичным настоящим.

У идеи, ударившей в мозг в ду́ше снежным вечером 2021 года, получилось неожиданно пышное продолжение. Изданных два тома кулинарных рассказов – оранжевый и золотисто-зеленый. Вместе под 100 авторов, около 120 семейных историй с рецептами.

Клич по друзьям и коллегам дал результат: все прислали свои тексты. Для первого тома под каждый рассказ художница Ольга Бровка делала иллюстрацию. Для второго тома я попросила натюрморты у Владимира Переверзева и Натальи Русиновой и выбрала к текстам наиболее подходящие.

Что это за проект и для чего он?

Изначально и сознательно хотела сделать подарок маме: оформить в сборник ее кулинарные семейные истории. Они у меня были в рукописях. И маме приятно, и для потомков полезно. А идея брызнула шире – собирай такие рассказы среди знакомых, будет веселее и разнообразнее. Так и сделала. Самое интересное и новое – искать деньги на печать. Интуитивно, времязатратно, азартно и с озарениями. Это отдельная история и заслуживает быть оформленной в издательские бизнес-кейсы, но о ней не в этот раз.

Чем хороши кулинарные рассказы жителей и гостей Сочи?

Искренностью, информативностью, у кого-то документальностью, у кого-то – нежностью переживаний. Это наша с вами история. Описана жизнь курорта через кулинарию за последние почти сто лет. Самому нашему почтенному автору – Лие Игоревне Становой – в этом году 94. Как и чем питались в Сочи и окрестностях до Великой Отечественной войны и в Войну, когда были сытные и не очень годы. В историях сборников описаны лучшие пищевые предприятия Сочи, многих из которых уже, увы, нет. А они очень даже актуальны и необходимы.

Изначальная цель трансформировалась

Из чего-то локального и семейного она преобразилась в нечто более широкое. Тепло, уют, ароматы, звуки, воспоминания, вкусы… аккуратно и ненавязчиво рисуют образ курорта. Каким он был и во что превращается. Новые сочинцы в восторге от местной еды, представляете? Кто-то прям так и признается: «Переехал в Сочи, чтобы есть настоящий хачапури-лодочку каждый день».

Сейчас мне интересно привлечь внимание читателей к явлению – изобильный Сочи. И к таким неоспоримым достоинствам, как красивое и целебное море, вкусный воздух и чудесные горы, «золотые квадратные метры», хорошие санатории и отели добавить вкусную еду во всем ее многонациональном разнообразии. И пусть реками текут терпкий местный чай и ароматные варенья, пусть благоухают горы местных плодов и зелени, да пребудет с нами сила настоящего сулугуни!

Чуть больше года прошло с момента издания первого тома. Оранжевая книжка разлетелась по стране и миру. Читатели через семейные гастрономические истории узнали о курорте Сочи чуть больше. Издатель Анна Петросян выступала на разных форумах, презентовала сборник разной аудитории.

О книге написано много отзывов. Их оставили как обычные читатели, так и профи от туризма, тревел-журналистики и культурологии. «Сочи на вкус» называют гастрономическим гидом и «гастрономической школой», а авторов – теми, кто погружает читателей в мир южной кулинарии и особенной культуры питания на главном курорте России.

Дошло до того, что сборник «Сочи на вкус» был представлен на Российской креативной неделе в Москве.

Автор идеи, редактор и издатель кулинарного сборника Анна Петросян и автор предисловия к нему писатель и радиоведущий Анатолий Гендин участвовали в дискуссии «Съешь меня. Гастрономический код территории».

В павильоне «Архитектура и урбанистика, дизайн, мода, искусство» в Парке Горького собрались спикеры, модератор и посетители, чтобы поговорить о еде, точнее, о том, как гастрономия притягивает туристов и формирует представление людей о каком-то месте. Выступающие все разные, но их объединяет многое, в особенности желание находить яркие и глубинные смыслы в казалось бы обыденных вещах – в еде и фестивалях как важной части туризма.

Книга Сочи на вкус

Что известно о втором томе – зелененькой книжке?

57 авторов написали 70 кулинарных историй. В книге представлены натюрморты и пейзажи известных сочинских и российских художников Владимира Переверзева и Натальи Русиновой. Почти все авторы – новые. География приславших свои рассказы расширилась. Истории о сочинской еде прилетели из Испании, Франции, Италии, Греции. И, конечно, в основе книги – воспоминания о местных специалитетах тех, кто здесь родился и наблюдает курортные метаморфозы. Свои рецензии к новому сборнику написали известные маркетологи территорий, гастрономические журналисты, продюсеры фестивалей. Есть полоса со всеми поддержавшими проект СМИ.

Интерьерный журнал Сочи VINCENT Винсент

Мне было важно через истории наших авторов показать, как раньше Сочи прекрасно себя обеспечивал разнообразной едой. Было много садов и огородов, работал Молкомбинат, Рыбзавод, птицефабрика, производились местные лимонады… Каштанов, грибов, мёда, чая было очень много. Люди разных национальностей угощали друг друга, в семейных рецептах было великое разнообразие блюд. Это ни в коем случае не ностальгия. Но напоминание о продовольственной безопасности, которая, на мой взгляд, значима для курорта. С другой стороны – через истории о еде удобно показывать культурную составляющую территории.

Читая истории о ресторанах или о том, как раньше называлось то или иное блюдо, мы расширяем кругозор и погружаемся в образ региона. Чтобы почувствовать место, очень удобно пробовать местную еду и еще лучше – узнавать, как она здесь появилась и кто, как и почему ее готовит. Меня называют «послом сочинской еды», это забавно и ответственно.

Считаю, что на самом высоком уровне необходимо продвигать идею о том, что в Сочи не только золотые квадратные метры и чистый воздух, но и есть необходимость поддерживать фермеров и всех тех, кто культивирует наше местное производство продуктов – и как еду саму по себе, и как туристский продукт. Очень много нового можно узнать о Сочи из нашего сборника. Например, то, как называлась всеми любимая хачапури-лодочка до Великой Отечественной войны. Или то, где каштанные места. Или то, почему так много романтики вокруг добывания мидий…

Анна Петросян

Автор

Интерьерный журнал Сочи VINCENT Винсент

Второй том издан при поддержке Марии Харлампиди и генерального директора компании Splat Global Евгения Дёмина. У Splat – сочинские корни. В сборнике также представлены партнеры проекта.

Издатель: Анна Петросян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *