«Эффект Пигмалиона» – первый за последние годы опыт обращения Бориса Эйфмана к комедийному (или, точнее сказать, трагикомедийному) жанру, признанным мастером которого является хореограф. Сколь яркий и динамичный, столь философски и психологически насыщенный спектакль поставлен на музыку «короля вальсов» Иоганна Штрауса-сына (с ней Эйфман работал впервые за свою творческую карьеру).
Название балета хореограф почерпнул в трудах по психологии, где понятие «эффект Пигмалиона» означает феномен влияния ожиданий на действительность. Иными словами, человек, воспринимаемый другим как талантливый, будет ощущать уверенность в себе и добиваться успеха.
По сюжету преуспевающий исполнитель бальных танцев решает «изваять» из, казалось бы, нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку. Благодаря упорному труду, таланту и вспыхнувшим чувствам девушка преображается и становится настоящей звездой. Но возможен ли у этой истории счастливый конец?
Съемки фильма-балета Бориса Эйфмана «Эффект Пигмалиона» проходили в Санкт-Петербурге в январе 2020 года. Режиссером-постановщиком стал сам хореограф. В качестве главного оператора выступил Федор Ордовский, чья насыщенная фильмография включает документальные и художественные картины, а также рейтинговые телевизионные сериалы.
Главные роли исполнили ведущие солисты коллектива Бориса Эйфмана: Олег Габышев, Любовь Андреева, Алина Петровская, Дмитрий Фишер, Лилия Лищук, Сергей Волобуев. Декорации Зиновия Марголина, костюмы Ольги Шаишмелашвили.
«Эффект Пигмалиона» – один из девяти балетов Бориса Эйфмана, экранизированных за последние годы. В период 2010–2023 гг. также были созданы киноверсии спектаклей «Анна Каренина» (2010), «Евгений Онегин» (2010), «Роден, её вечный идол» (2012), «По ту сторону греха» (2013), «Up & Down» (2016), «Чайковский. PRO et CONTRA» (2017), «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» (2022), «Русский Гамлет» (2023). Перенос постановок на экран, по мнению Эйфмана, помогает сохранить их для последующих поколений и сделать репертуар труппы доступнее для той части публики, которая не может посещать спектакли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета. Кроме того, хореограф отмечает: «Соединение выразительных возможностей балетного искусства с современными кинотехнологиями порождает самоценный эстетический феномен – пластическое кино. Это кино без слов, но говорящее о многом. Наши спектакли, получая качественное киновоплощение, обретают новое художественное измерение».
«Эффект Пигмалиона» Бориса Эйфмана в кинотеатрах TheatreHD с 10 сентября.