Искусство

«ГЭС-2» новая сцена для искусства

Центр современного искусства ГЭС-2
Ирина Шрайнер, искусствовед

Совсем недавно, 4 декабря 2021 года, был торжественно открыт новый центр современного искусства “ГЭС-2” в Москве, который расположился в историческом здании бывшей электростанции (1907 г.) и получил одноименное название. На радость всем поклонникам современного искусства – это новый формат экспонирования для России, и имеет он невероятно большие возможности.

В этот раз все сложилось удачно: и архитектура, и локация, и само предназначение. Впечатляет общая площадь нового культурного центра – более 2 гектар у Болотной набережной Водоотводного канала. Именно благодаря открытию дома культуры здесь экспонируется вызвавшая много споров скульптура Урса Фишера “Большая глина №4”. До этого она была представлена на площади в Нью-Йорке и во Флоренции. Стоит отметить, что зимой арт-объект смотрится особенно органично среди московской архитектуры. За главным зданием музея находится парк, где в окружении недавно высаженной березовой рощи вас встретит деревянная скульптура итальянского художника Джузеппе Пеноне, яркого представителя лэнд-арта.

За реставрацию всех строений, а также прилегающей территории, отвечал знаменитый архитектор Ренцо Пьяно. Важной архитектурной особенностью главного здания являются трубы, которые теперь мастерски выкрашены в яркий синий цвет. Если вспомнить другие работы Пьяно, такие как культурный центр Помпиду в Париже или Fiat Lingotto в Турине, то становится ясно, что к этим деталям у него особое отношение.
Центр современного искусства “ГЭС-2” – это площадка Фонда V-A-C в России. Фонд основан в 2009 году Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавика. Важной задачей V-A-C является то, что он “расширяет пространство культуры: реализует проекты внедисциплинарных границ, ставит под вопрос иерархию экспертного мнений, локального и глобального контекстов и разрабатывает новый язык культурных процессов”. Вход на территорию бесплатный, но требуется зарегистрировать время посещения заранее на сайте, а при входе показать паспорт.

центра современного искусства ГЭС-2

Эволюция современного искусства неразрывно связана со способом его экспонирования и создания. Обычно мы идем в музеи или галереи, чтобы получить новый визуальный опыт. Выставки, как правило, строятся по одной из последовательностей: временной или тематической. В “ГЭС-2” хотя и задана определенная тематика, все выстроено особым способом: нет начала или конца, нет заданного маршрута для осмотра. Единство экспозиции получается из интерпретации простых событий человеческой жизни, которые благодаря искусству приобретают яркий эмоциональный окрас. Зритель исследует окружающее пространство обращая свое внимание на то, что ему становится интересно. Как известно, свобода расширяет фантазию и дает возможность составить собственное критическое мнение об искусстве. Все это также позволяет наглядно увидеть, как изменилось отношение художников к творчеству и его месту в музее. В XXI веке произошел огромный скачок за границы культурных институций, что привлекает особое внимание.

Центр начал свою работу с запуска программы “Святые Варвары” состоящую из пяти сезонов. Каждый сезон длится около полугода и посвящен общей теме. Первый сезон называется “Санта-Барбара”, он предлагает зрителям задуматься о важном моменте в истории общества постсоветской России. Всем известно, как популярен был этот сериал в свое время в нашей стране. Искусство ставит перед собой задачу обратить внимание современных зрителей на то, как западная культура повлияла на формирование определенных ценностей и принципов у людей, находившихся под влиянием этого сериала. Ради этого исландский художник Рагнар Кьяртанссон создает проект с одноименным названием “Санта Барбара”, где в режиме реального времени на территории “ГЭС-2” переснимает около ста серий знаменитого сериала. Каждый посетитель культурного центра может стать свидетелем этого события. Наблюдая за процессом, зритель невольно погружается в прошлое и может по-новому переосмыслить его значимость для себя. Не даром первый сезон имеет важный подзаголовок: “Как не поддаться колонизации?”. В наше время, охваченное навязчивым транслированием информации через различные телевидение и интернет, этот вопрос особенно важен.

Как я писала выше, вся экспозиция – это интерпретация простых событий человеческой жизни. Примером служит теперь уже живопись Рагнара Кьяртанссона: на большой стене минус первого этажа расположено 144 картины, которые были написаны во время 53-й Венецианской биеннале. Мастерской Кьяртанссона стал павильон Исландии, в котором он в течение шести месяцев писал портреты художника Палла Хаукара в плавках Speedo. Каждый день живописец искал новый сюжет на глазах у публики. Он исследовал взаимоотношения между своим произведением и обстановкой вокруг, в итоге его замысел предвосхищал исполнение. На одной из картин даже запечатлено наводнение, произошедшее в это время в Венеции. Художник был творчески связан с окружением через свою идею времени, благодаря чему теперь зрители могут наблюдать живописную летопись тех дней.

Первый сезон “Санта-Барбара” насыщен не только разными важными темами и сопровождающими их проектами, но и представленными разновидностями искусства: живопись, скульптура, видео-арт, диджитал-арт, перфоманс. Это прекрасная возможность расширить границы своего восприятия. Представленные виды современного искусства не несут условностей, только эмоцию, которую нужно прочувствовать. Лично меня в очередной раз поразил тот факт, как могут влиять методы экспонирования искусства на силу его восприятия. Я считаю, что пространство “ГЭС-2” – это еще один толчок для русского общества развивать новый характер взаимоотношений между объектом искусства и его зрителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *