Искусство

Коллекционный дизайн

Наталья Кульчицкая, Член Союза дизайнеров России.

Что ж, можно подводить итоги ярмарки Cosmoscow, прошедшей с 18 по 20 сентября 2021 года в Центральном Манеже в Москве. Несмотря на перенос даты и площадки, ярмарка получилась очень успешной и ещё более интересной и насыщенной, чем в прошлом году. Писать хочется о многом, но так как я занимаюсь дизайном интерьера, то расскажу о тех галереях, которые представили коллекционный дизайн и арт-объекты, созданные дизайнерами. Когда эти важные акценты талантливо помещены в интерьер, он становится практически совершенным. Для большего понимания столь высокого интереса к коллекционному дизайну в настоящий момент, позволю себе обзорный рассказ о нем.

Термин «коллекционный дизайн» ввела в оборот британский историк и галерист Либби Селлерс, автор книги Why What How: Collecting Design in a Contemporary Market.

В широком смысле каждый предмет collectible имеет «три кита» — основополагающих критерия ценности и отвечает на вопрос: «Какой объект считать коллекционным?»

1. Уникальность: имя автора, малая тиражность, редкость предмета, провенанс, маркетинг.

2. Спрос:­ формируют дилеры, галереи, аукционные дома.

3. Синтез ручного труда и современных технологий.

Сформировавшись в середине 1990-х-2000-х годов, рынок коллекционного дизайна продолжает расти, привлекая новых игроков. В процесс вовлечены музеи, аукционные дома, галереи, коллекционеры, а теперь и интерьерные дизайнеры, которые все чаще присматриваются к редким, артистично исполненным вещам для оформления своих проектов. Настоящей же точкой отсчета считается конец 1990-х, когда аукционные дома всерьёз заинтересовались дизайном. В 1996 году свои первые специализированные торги провел Dorotheum, его примеру последовал Phillips de Pury, а также новый игрок — американский Wright. На сегодняшний день свои департаменты дизайна имеются во всех уважаемых домах: Christie’s, Sotheby’s, Bohnams, Phillips, Artcurial. Интеграция дизайна в структуру арт-рынка продолжилась благодаря крупным ярмаркам: профильные площадки открылись в рамках TEFAF, Frieze, Armory Show, а в 2005 году появилась выставка Design Miami. В России ежегодная ярмарка COSMOSCOW достойно представляет отечественные и иностранные галереи и отдельных авторов уже более 9 лет.
Французский искусствовед и специалист в области коллекционного дизайна Орели Жюльен выделяет в нем два направления: современное и историческое. К последнему она относит предметы, созданные с конца XIX века (здесь точкой отсчета является движение Arts&Crafts) до начала 1970-х. Что касается современного направления, в эту категорию попадают произведения, созданные с 1990-х по наше время.
Увлеченные галеристы не просто собирают ценные предметы и создают каталоги, но создают настоящие «жилые» пространства, составленные из предметов мебели, света, аксессуаров и оформленные известными архитекторами и декораторами.
В виде таких роскошных жилых пространств и были представлены экспозиции на 9-й международной ярмарке современного искусства COSMOSCOW.

Mirra Gallery представила «гостиную коллекционера»,наполненную знаковыми предметами mid century: зеркало Ultrafragola Этторе Соттсасса, кресла Витторио Интроини, невероятные торшеры-пальмы Maison Jansen. Мне очень понравилось цветовое решение и композиция room setting.

Стенд NG Gallery всегда узнаваем благодаря таланту декоратора Надежды Ананьевой, создателя галереи. Каждый предмет — часть общей концепции интерьера, но и сам по себе является уникальным. Например, журнальный столик авторства Рона Арада — известного современного дизайнера «человека из чистой стали», как его называют за умение делать листовой металл пластичным и создавать из него арт-объекты и мебель, был продан в первый день выставки.

Стенд галереи Heritage покорил цветами осени, представленными коллекционными предметами итальянских дизайнеров: роскошным диваном Марио Беллини Camaleonda, креслами Джо Понти (Cassina), архитектурным столиком из металла и хрустального стекла Паоло Пива «Alanda».

Галерея «Тираж 1/1» восхитила центральными экспонатами стенда — столиками из прозрачного акрилового стекла по эскизам художника Ива Кляйна его вдовой ещё в 1963 году. Один из столиков заполнен синим пигментом оттенка International Klein Blue, второй — сусальным золотом.

На экспозицию Booroom Gallery я возвращалась несколько раз из-за арт-объекта Кристофа Гальона — «волшебного» зеркала, которое не отражает предметы, а будто вглядывается в этот мир. Мраморные вазы Кристофа Делькура, стеллажи дизайнера Ксении Брейво также прекрасны.

Строгая и лаконичная по цвету экспозиция Uluhanli Gallery дала возможность сложным и многогранным фактурам из ювелирно обработанных материалов проявить себя во всем великолепии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *